Осознанность – важный аспект при работе с голосом

В последнее время в связи с поиском материалов на тему обучения вокалу и его теории, я стал находить на просторах «мировой паутины» все больше и больше историй о том, как кто-то, учась по специальным курсам в интернете или по соответствующим видеороликам, либо занимаясь с преподавателем, сорвал себе голос.

Все эти истории достаточно однотипны и сводятся к тому, как данный индивид за 3 года занятий угробил собственный голос. Читая подобные истории, так и хочется заорать во весь голос: «Товарищи! А что вы делали 3 года, спали? Или как?» Ну да обо всем по порядку…

работа по развитию голоса

Можно, конечно, посочувствовать тем, кто с этим столкнулся в той или иной мере, однако в подавляющем большинстве случаев в срыве голоса виноваты не курсы, не обучающие ролики и даже не преподаватель, будь он хоть трижды высшей категории, а сами ученики. Да-да, именно ученики.

Почему? Об этом мы и поговорим чуть ниже.

Какие же факторы влияют на нашу осознанность при работе по развитию голоса?

Реклама

Вы, возможно, спросите – «а при чем тут реклама»?

Все дело в том, что практически любой сайт в интернете (либо соответствующий обучающий ролик) выкладывается в сеть с одной целью – привлечь побольше учеников данную студию или группу, либо заставить кого-то купить тот или иной информационный продукт.

С этой целью вам, как потенциальному покупателю, будут демонстрировать все регалии данной студии или преподавателя. Вероятно, вам покажут несколько видеороликов о том, чего добились учащиеся в данной группе или студии.

Если вы новичок в вокале, то все еще проще – вы «купитесь» на несколько «супернаучных» статей с кучей нужных и ненужных терминов, дескать, раз человек пишет таким правильным языком и о правильных вещах, то он ведь знает, о чем пишет…

В конце вам в красках распишут ваше сегодняшнее состояние в духе «устали петь Магомаева? Хотите петь как Ламберт? Просыпаетесь среди ночи со слезами от того, что вы не тенор? Тогда купите наш курс!»

Что с вами происходит? Вы «засыпаете» и начинаете перекладывать ответственность за ваш голос на того или иного преподавателя или курс, который вы только что купили. Наша психика, к сожалению, так устроена. Ваша вера утраивается и вы, сломя голову, бежите покупать данный продукт, наивно полагая, что с его покупкой ваши проблемы исчезнут как бы сами собой.

К слову, эти принципы работают и в других сферах. Вспомните какую-нибудь рекламу средств для похудения, и вы поймете, о чем я говорю. Уж поверьте копирайтеру, написавшему не одну сотню продающих и рекламных статей.

Вся проблема лишь в том, что, купив какой-нибудь курс, обучающий заработку в интернете, вы потеряете только деньги и время, а в данном случае можете потерять еще и здоровье (в частности, голос).

Отзывы и регалии преподавателя

Как уже говорилось выше, перечисление регалий преподавателя и его учеников – это один из способов заверить вас, что этот человек профессионал.

работа по развитию голоса

Однако в подобных перечислениях не учитываются некоторые вещи, например:

  • Исходные природные данные ученика (тип голоса, тембр, музыкальность, наличие абсолютного слуха, тип музыкального образования и пр.). Преподаватель или студия, как правило, о таких вещах умалчивают, присваивая заслуги и природные данные ученика себе. Вы лишь слышите готовый результат работы, но вы не знаете, сколько времени данный человек учился в этой студии или у этого преподавателя и учился ли вообще. Вполне вероятно, что все, услышанное вами, есть всего лишь дар природы с мизерной прибавкой техники.
  • Мотивация и музыкальность учащегося, а также степень его обучаемости. Один человек вокалу учится два года, другой – 10 лет. Да и результаты у обоих будут сильно отличаться, однако вы об этом не узнаете (или узнаете, но чуть позже).
  • Наличие различных дипломов и грамот у учеников и преподавателя. С этим вообще интересная ситуация. Думаю, вам не нужно объяснять, сколько у нас в стране заслуженных деятелей искусств, по факту обучающих по принципу «как бы он спел, если бы мог»… Дипломы можно завоевать на каких-нибудь областных конкурсах, например, за счет внешнего вида либо за счет великолепно поставленного номера (я имею в виду декорации, подтанцовку, освещение и пр.). Зачастую, жюри в подобных конкурсах непрофессионально и ориентируется лишь на «картинку». Чем ярче номер, тем выше вероятность победы.
  • Вокальные данные и способности преподавателя. С этим тоже не все так гладко. Из своей практики учащегося я лично сталкивался с тремя преподавателями, которые великолепно пели и отвратительно учили. Было верно и обратное.

В заключение этого раздела отмечу, что я не пытаюсь настроить вас против всего преподавательского состава. Поймите, что законы торговли едины для всех, как для хороших преподавателей, так и для плохих. Вы никогда не получите полную картину о данном человеке исходя из информации, размещенной на сайте или в роликах на Ютубе.

Неужели я никогда не смогу научиться петь?

Вполне вероятно, что у вас возник этот вопрос, и если вы дочитали статью до этого момента, то подумали: «Неужели выхода нет и все настолько плохо?».

Смею вас заверить, не все потеряно. Необходимо лишь всегда помнить о некоторых «мерах безопасности» при работе по развитию голоса:

  • Никогда не перекладывайте ответственность за ваш голос на преподавателя – в случае чего, он вам его не компенсирует. Записывайте свой голос на какой-либо диктофон хотя бы раз в месяц и анализируйте полученные результаты по записям. Следите за качеством своего голоса, наблюдайтесь у врачей, отмечайте, куда вы двигаетесь, вперед или все-таки назад. Проверяйте, не выкидываете ли вы деньги на ветер, оставаясь на одном и том же уровне в течение трех лет (знал я одного человека, который на протяжении трех лет звучал абсолютно одинаково, при этом, будучи полностью уверенным, что он все-таки куда-то двигается).
  • Помните, что организм сигнализирует нам о «неполадках» при помощи болевых ощущений, дискомфорта и прочего. Конечно, бывают некоторые вокальности, тренировка которых в любом случае сопровождается некоторым дискомфортом, но одно дело, когда он у вас сохраняется, к примеру, неделю, и совсем другое, когда вы 3 месяца так поете. В таких случаях следует задуматься, а прав ли преподаватель или все-таки есть иной путь? Кстати, небольшая подсказка. Одним из основных показателей здоровья голоса является фальцет. Если вы не простужены и у вас не получается создать относительно чистый звук на фальцете – можно начинать бить тревогу, только, опять же, без фанатизма.
  • Проверяйте все любые сведения, сообщенные вам преподавателем или найденные в интернете в других источниках. Не будет лишним знать другого вокального преподавателя, чтобы, в случае чего, задать ему пару-тройку вопросов. Но даже в случае единодушного ответа нельзя снимать ответственность с себя.

Ну и, наконец, самый главный совет – слушайте свою душу. Не разум, не организм и не эмоции, а именно душу. В 90% случаев она знает ответ практически на любой ваш вопрос.

Понравилась статья или сайт в целом? Расскажите о нас друзьям!

1
Отправить ответ

avatar
1 Цепочка комментария
0 Ответы по цепочке
0 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
1 Авторы комментариев
Андрей Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
Андрей
Гость

Вполне согласен. Есть некий спорный момент, но где их нет? Спасибо!